www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Византии

Строительные конструкции и типы храмов в византийской архитектуре

Церковь святой Ирины в Константинополе - www.Arhitekto.ru

В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов (9, стр. 28).

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе.

Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры. Эта система в дальнейшем заимствуется различными архитектурами, по-новому интерпретируется и обогащается.

Строители восточных областей Римской империи вообще были более активны в поиске новых строительных приемов. Здесь очень часто строили центричные в плане сооружения и пробовали различные способы возведения сводов (10, стр. 63-64).

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Св. Апостолов) также в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах (7, стр. 103-104).

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru