www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древнего мира / Древняя Америка / Города Майя

Город Чичен-Ица

Чичен-Ица. Кастильо. XI-XII вв. - www.Arhitekto.ru К западу от местности Пуук расположены руины города Чичен-Ица, здания дотольтекского периода (югу от основной храмовой группы) которого близки по стрилю к группе Пуук.

Храм-башня Караколь (Улитка), вероятно, использовался как обсерватория. Здание храма круглое в плане, высотой 12,3 м. В верхней части строения, в его толще проложен спиралевидно закрученный ход. Проемы в стенах храма выполнены соответственно годовым переломным точкам. Храм декорирован в стиле Пуук - над каждой дверью размещены мозаичные маски.

Постройки города сгруппированы возле двух естественных колодцев. Южный колодец использовался для нужд населения. Глубокий северный колодец-впадина - Священный колодец, или Ценот - считался входом в подземный мир, его использовали для жертвоприношений, в том числе и человеческих. С ним связано название города, которое переводится как «Колодец племени Ица». К священному колодцу от храмовой группы вела прямая насыпь длиной 300 м длины, шириной 6 м, высотой 1—4,5 м.

Центральным зданием храмовой группы Чичен-Ицы является пирамида Кастильо — храм Кукулькана (XI—XII вв.), который посвящен культу змеи Кецалькоатля, распространенному в Мексике. Он отностися к периоду, когда территория майя были завоеваны племенами тольтеков в X—XI вв. н. э. Он представляет собой девятиступенчатую пирамиду высотой 24 м, расположенную на квадратной платформе со стороной 55 м. Внутри него находится ранний храм. Главный фасад пирамиды направлен в сторону Священного колодца, широкие лестницы расположены на всех четырех фасадах. Каждый уступ пирамиды декорирован зубчатыми выступами, их количество на каждой ступени одинаково, благодаря этому создается эффект перспективного сокращения, пирамида зрительно кажется выше.

На вершине пирамиды находится святилище, сложенное из относительно тонких стен, с двумя коридорами и центральной камерой. Главный вход святилища, обращенный к Священному колодцу, представляет собой массивный портик, образованного «змеиными» колоннами характерными для храмов Центральной Мексики. За святилищем размещена галерея с тремя входами, направленные в разные стороны света. Итоге, четыре лестницы пирамиды ведут к четырем входам в святилище, но только один из них, северный, ведет к главной камере. В помещении находится каменный красный трон виде ягуара – Красный Ягуар - и каменная статуя в виде лежащей человеческой фигуры, т.н. Чак-Муул, предполагают, что он поддерживал жертвенную чашу.

Параллельно западной стене Кастильо тянется колоннада из 4 рядов стройных круглых колонн длиной 125 м, шириной 11 м, предназначенная, вероятно, для размещения зрителей по время ритуальных представлений.

К северной части колоннады примыкал храм Чакмооль, построенный позже. Впоследствии он вошел в ансамбль храма Воинов (XIII в.). Он также, как и Кастильо, посвящен культу Кукулькана. На его рельефах и фресках изображено множество воинов. В основе храма лежит четырехступенчатая пирамида с основанием 40 Х 40 м. Храм Воинов обращен фасадом в сторону Касильо. Храм Воинов напоминает храм в тольтекской столице Туле.

Высота колонн перед храмом достигает 3 м, на многих из них изображены воины-тольтеки. На верхней площадке возведено святилище, напротив его входа расположена статуя Чак-Муул в виде человеческой фигуры с чашей для жертвоприношений в руках. Вход в святилище разделяют «змеиные» колонны, сохранившие следы раскраски. Святилище состоит из двух помещений, свод которых поддерживали ряды колонн. В переднем помещении-вестибюле более тесно поставлены квадратные столбы, в дальней,камере похожей на тронный зал, столбы размещены реже. В целом строение святилища храма Воинов напоминает храм северной пирамиды в Толлане.

Ушмаль. Ок. 1000 г. - www.Arhitekto.ru      Генеральный план центра города Чичен-Ица (XIII в.):
1 - Священный колодец;
2 - Кастильо (XI-XII вв.);
3 - храм Воинов (XIII в.);
4 - Группа тысячи колонн;
5 - Меркадо (XIII в.);
6 - Большой стадион (XIII в.);
7 - Северный храм;
8 - храм Ягуаров;
9 - платформа Черепов;
10 - платформа Ягуаров;
11 - платформа Венеры;
12 - колодец;
13 - Могила Верховного жреца;
14 - Караколь (XI в.);
15 - Женский монастырь;
16 - Иглесия;
17 - Красный Дом.

К южной стороне храма Воинов примыкает Группа тысячи колонн, состоящая из трех колоннад (включающих, в основном, круглые колонны), ограничивающих с трех сторон большую площадь. Западную сторону образует колоннада, тянущаяся вдоль Кастильо, с северной – северная колоннада, тянущаяся вдоль южной стороны храма Воинов (также длиной 125 м, а шириной 20 м), из 10 рядов колонн.

На южной стороне площадки на платформе располагается строение, которое условно называется Меркадо (XIII в.), служившее, возможно, зданием суда. Возможно, изначально колонады поддерживали тростниковую крышу, а сама площадь служила местом сбора племени или рынком. Его фасад оформлен в виде длинного портика, в котором чередуются квадратные и круглые столбы. За фасадом находится большой перистильный квадратный двор.

С запада центральную группу Чичен-Ицы ограничивает Большой стадион (XIII в.), размерами 163,5 X 67,5. Из семи стадионов города это самый большой стадион, также он считается самым большим из стадионов, созданных майя. С запада и востока площадка ограждена высокими стенами (высотой ок. 8 метров) с каменными кольцами для мяча посередине. На массивных стенах располагались зрители, заходя на них по лестницам на задней стороне стен. С севера и юга протянулись боле низкие стены, на них также размещались места для зрителей.

К стенам стадиона примыкали храмы. У восточной стены был возведен храм Ягуаров, в котором были обнаружены рельефные изображения ягуаров. Фасад храма обращен в сторону игровой площадки. В храме обнаружено два святилища – верхнее и нижнее.

К северной стене примыкает Северный храм, или храм Бородатого Человека. Входной проем храма разделен двумя круглыми столбами, к нему ведет крутая лестница. Внутри храма обнаружен рельеф, в центре которого изображена фигура человека, с резьбой на подбородке, напоминающей бороду. В храме наблюдается удивительный акустический эффект, позволяющий слышать шепот человека в любой точке зала.

На площадке между стадионом, Кастильо и началом дороги к Священному колодцу были построены небольшие ритуальные платформы:

- Платформа Черепов, или храм Черепов – самая большая из ритуальных платформ на этой площадке. Она представляет собой Т-образную платформу, ее стены покрыты рельефными изображениями черепов. На ней водружались деревянные рамы, на которые развешивали черепа людей, которые были принесены в жертву или убитых вражеских воинов.

- Платформа Ягуаров – квадратный в плане храм, с четырьмя лестницами. На стенах храма обнаружены рельефные изображения ягуаров и орлов, заглатывающих, вероятно, человеческие сердца.

- Платформа Венеры располагается у начала дороги к Священному колодцу и посвящена планете Венере. Внутри были обнаружены множество каменных монет.

На южной стороне культового комплекса Чичен-Ицы, кроме храма-обсерватории Караколь, обнаружены остатки нескольких строений: Осуари (или Могила Верховного жреца, или Малая пирамида), Красный дом, Женский монастырь, примыкающая к нему Иглесия (Церковь).

Город был разграблен и частично разрушен ок. 1178 года, во время нашествия объединенного войска городов Майяпан, Ицмаль и Ушмаль. Окончательно жители покинули город после 1194 года (6, т. 1, стр. 472-476; 8, стр. 51-52; 12, стр. 26-27).

Чичен-Ица. Кастильо. XI-XII вв. - www.Arhitekto.ru       Чичен-Ица. Большой стадион. XIII в. - www.Arhitekto.ru       Чичен-Ица. Караколь. XI в. - www.Arhitekto.ru Чичен-Ица. Храм Воинов. XIII в. - www.Arhitekto.ru

Чичен-Ица. 1. Кастильо. XI-XII вв. 2. Большой стадион. XIII в. 3. Караколь. XI в. 4. Храм Воинов. XIII в.

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru