Политическая и религиозная обстановка в Италии XIV века

Оценка исторического места искусства и культуры треченто вызывает много споров в современной науке. Вместе с тем очевидно, что этот период, охватывающий 20-е — начало 90-х гг. XIV века, занимает важнейшее место в становлении ренессансной культуры.

Италия вступила в XIV век страной, свободной от власти высших политических сил средневековья — Империи и папства.

Вслед за падением династии Гогеиштауфенов (1268 г.) в начале XIV века рухнула и вселенская власть пап, попавших в более чем вековую зависимость от французских монархов и вынужденных перенести свою резиденцию во Францию, в Авиньон.

Таким образом, с начала XIV века в Италии сложилась беспримерная для Европы того времени ситуация: полными хозяевами положения в стране оказались городские республики, вступившие в пору бурного экономического подъема. Особенно блистательным был расцвет Флоренции, где в мастерских могущественного цеха Лана (шерстяников) работало около 30 тысяч человек, то есть треть населения города, а крупнейшие банковские компании финансировали пап и европейских монархов и, как писал в своей «Хронике» купец и историк Джованни Виллани, «питали почти весь мир».

Но XIV век отмечен и резким обострением внешних и внутренних противоречий, экономическими катастрофами, такими, как крах флорентийских банков Перуцци (1343 г.) и Барди (1346 г.).

Междоусобицы между отдельными государствами, нашествия императорских войск и полчищ наемников-кондотьеров нередко повергали оставшуюся без верховной власти страну в состояние анархии. Города потрясают и напряженные внутренние конфликты, обостряются столкновения «жирного народа» и городских низов, достигшие кульминации в восстании чомпи во Флоренции (1378 г.).

Сложность жизни Италии XIV века усугубляется появлением новых государственных образований — тираний. Возникшие в результате захвата власти каким-либо выборным подеста, военачальником-кондотьером или ставленником одной из городских группировок, не связанные, как и городские коммуны, системой феодальной иерархии, тирании стали государственными образованиями, не менее типичными для ренессансной Италии, чем городские республики. В то же время тирании, где утверждалась единоличная наследственная власть, не могли не тяготеть к феодальному миру; некоторые из них стали представлять угрозу существованию республик.

В этих исторических условиях развитие итальянской культуры приобретает особенно сложный характер. В эпоху треченто еще сохраняется достаточно мощный пласт культуры сугубо теологической. Опустошительная эпидемия чумы 1348 года — «Черная Смерть», воспринятая многими как божья кара, вызвала волну религиозного фанатизма. Во второй половине XIV века в Италии усилился авторитет церкви и монашеских орденов, широкое распространение получили мистические течения. Огромное влияние приобрела дочь сиенского ткача Катерина Бенинказа, Екатерина Сиенская (1347-1380 гг.), чьи экзальтированные, полные глубокого религиозного чувства послания расходились по всей стране.

Источники

Читайте также: