Уильям Кент

Холкхэм-холл, Норфолк. Уильям Кент - www.Arhitekto.ru

Английский архитектор, дизайнер интерьеров, ландшафтный архитектор и живописец Уильям Кент (1685-1748 гг.) - основной мастер палладианского архитектурного стиля в Англии и пионер в создании регулярных английских парков.

Во время учебы в Риме он также встретил графа Берлингтонского, выдающегося английского деятеля архитектуры XVIII в. и основного покровителя классического стиля Андреа Палладио (палладианства). Он привез Кента обратно в Лондон в 1719 году, чтобы украсить дом Берлингтонов на Пиккадилли, где Кент прожил остаток своей жизни. Сотрудничество с Бэрлингтоном оказало решающее влияние на довольно жесткий архитектурный стиль Кента, который характеризовался простыми соотношениями пропорциональных объемов.

Хотя поздние неоклассические архитекторы, такие как Роберт Адам, впоследствии критиковали работы Кента как «неизмеримо тяжеловесные», его влияние на них было значительно. Кент был также знаком со стилем Иниго Джонса, чью работу «Планы» (издана в 1727 г.) редактировал.

К 1730 годам Кент стал модным архитектором. Одним из его основных зданий является Холкхэм-холл в Норфолке (начат в 1734 г.). Здесь, как и в других работах, Кент спроектировал интерьеры и даже мебель, став одним из самых первых английских архитекторов, решавших дом в рамках единого проекта.

Замок Холькхэм является вместе с тем и самым крупным произведением палладианского классицизма в английской архитектуре. План типичен для английских усадебных построек XVIII века: он состоит из центрального объема, в котором сосредоточены парадные помещения, и четырех жилых павильонов, соединенных небольшими галереями с главным флигелем. Подобная композиция обеспечивала, во-первых, изоляцию жилых комнат от помещений общественного пользования, а во-вторых, создавала тесную связь между жилищем и садом.

Холкхэм-холл, Норфолк. Уильям Кент - www.Arhitekto.ru

В архитектурной трактовке центрального объема Кент исходит от Палладио. Фасады лишены орнаментации и скульптуры; в центре главного здания — шестиколонный портик; здание завершается скромным карнизом; гладкие плоскости фасадных стен контрастируют с рустовкой цоколя; окна окаймлены наличниками простого рисунка.

В обработке интерьеров Кент сопоставляет, подобно своим предшественникам, и прежде всего Иниго Джонсу, спокойные поверхности стен и кессонированные потолки, доводя до минимума скульптурные элементы. Обрамление окон и дверей, ниши со статуями, в наиболее парадных помещениях — колонны, мраморная облицовка — вот те средства, которые им применялись. Во всем — хороший вкус, умеренность.

Самые известные работы Кент создал, работая в Лондонском строительном совете, куда он был назначен (1726 г.) благодаря влиянию Бэрлингтона. Королевские конюшни (1732 г.), здания казначейства, Уайтхолл (1734-1736 гг.) и здание королевской конной гвардии в Уайтхолле (1750-1758 гг., закончено после смерти Кента) — все это является частью масштабной идеи Бэрлингтона, который считал, что исправить жалкое состояние английской архитектуры может обращение к классическому наследию. Довольно театральные интерьеры некоторых из этих зданий, например искусно выполненного дома номер 44 по Беркли-Сквер (1742-1744 гг.), построенного для леди Изабеллы Финч, и вкус Кента к причудливому готическому стилю, проявившийся в дизайне мебели, показывают, что он относился к палладианству не слишком серьезно и что, не будь неодолимого влияния Бэрлингтона, Кент вполне мог б стать мастером стиля барокко. Именно в своих парках, задуманных как естественные ландшафты, в отличие от классической серьезности его зданий, Кент, возможно, достиг своего самого свободного выражения.

Читайте также:

Источники