Принцип движения - основная концепция пространства. Фасады

Эскориал. Южный фасад - www.Arhitekto.ru Принцип движения составляет основную концепцию пространства в эскориальском комплексе. Помещения строятся по центральным осям, а связь между ними осуществляется путем длинных непрерывных переходов — клаустро. Ритм архитектурной композиции идет в горизонтальном направлении. Система пространства Эскориала, его протяженность объясняют вытянутые формы залов и покоев, в чем-то схожих с теми же обходными галереями и освещенными, подобно аркадам, с правой либо с левой стороны часто расположенными окнами. В непрестанном продвижении есть оттенок иллюзорной активности; замкнутое строго ограниченным и как бы сжатым пространством всего комплекса, оно напоминает движение в лабиринте. Эта ассоциация подкрепляется и тем, что компартименты ансамбля в той или иной мере сходны между собой, соотношение архитектурных элементов строится на принципах тождественности и подобия, а в ритмическом строе преобладает повторение одних и тех же форм и мотивов.

Метрическое членение или рядоположность — одна из главных особенностей архитектурного образа Эскориала. Некоторые исследователи видят в этом влияние восточной традиции. Но метрический принцип отличал и архитектуру эпохи Возрождения. Здесь же он нарочит, почти навязчив.

Современниками строительства Эскориала, для которых архитектура Древнего Рима служила высшим воплощением концепции величественного, испанский памятник признавался сооружением, равноценным памятникам античности. Действительно, огромные массы здания с его четкими объемами, как и вся его простая и безупречно правильная композиция, оставляют сильное впечатление. И тем не менее в архитектуре Эскориала нет подлинной пластичности, того ощущения очеловеченности и внутренней мощной энергии, которое подразумевал Микеланджело, говоря о сходстве архитектурных элементов с человеческим телом. Напротив, здесь повсюду господствуют язык геометрии и незыблемый принцип плоскостности.

Дело не только в том, что выразительность фасадов, как было отмечено ранее, строится на впечатлении огромной, словно уходящей в бесконечность плоскости стены и что во всем комплексе господствует образ гладких каменных массивов, лишенных декоративного убранства. В плоскостном характере архитектуры Эскориала отсутствует ощущение телесности и активности. Обратимся, например, к западному, входному фасаду ансамбля — одному из лучших созданий Хуана де Эрреры.

На плоском фасаде расположены три входа — главный, в центре, ведет в собор, боковые — в коллегию и монастырь. Издавна принято считать, что главный портал, напоминая портал римской церкви Иль Джезу, предвосхищает барокко и приставлен к стене здания подобно ретабло, как это имело место в архитектуре раннего и зрелого платереска. Однако подобные утверждения далеки от истины.

Главный портал — это действительно увенчанный фронтоном двухъярусный фасад иезуитской церкви, исходным образцом для которой послужила знаменитая Иль Джезу Виньолы. Сопоставление двух фасадов в высшей мере поучительно.

Эскориал. Западный фасад - www.Arhitekto.ru

Если фасад Иль Джезу (как известно, созданный Джакомо делла Порта в 1575 году) полон пластической силы и мощной энергии, то в портале Эскориала при его некоторых новых протобарочных элементах видно, в какой холодной и пассивной тональности решает испанский зодчий архитектурный образ. Он намеренно обесценивает здесь мотив могучего завитка гибких волют, отказывается от внутреннего напряжения архитектурных форм, от их пластической игры, целиком подчиняя всю архитектурную структуру портала принципу плоскостности. Исконно испанский контраст декоративного, пластически богатого пятна и гладкой стены переосмыслен Хуаном де Эррерой, его портал не приставлен, а утоплен в стене, слит с ней, включен в ее иррациональную динамику. Как выразительно в данном случае выглядят излюбленные зодчим полуколонны, массивные тела которых словно не в силах оторваться от стены, обрести завершенную пластику своих форм. Как настойчиво помещает он, противник всяких декоративных излишеств, ложные окна и пустые неглубокие арки-впадины в простенках между колоннами — все, что усиливает ощущение плоскости, отмечает ее метрический, монотонный отсчет в пространстве.

Три портала (боковые — меньшей величины и более скромные, но сходные по формам и очертаниям), как и все здание, объединены общим карнизом. Его тяжелая горизонталь, особенно выявленная на главном портале, держит плоскость фасада. Строго по вертикали над входом, в верхнем ярусе, находится ниша, почти целиком занятая четырехметровой статуей св. Лаврентия из камня, белого мрамора и позолоченной бронзы, ниже, под ней,— плоский каменный герб австрийского дома. Увенчанный шарами фронтон слегка выступает над линией высоких шиферных крыш, прорезанных чердачными окнами. Выше вздымается громадный купол собора с его двумя массивными колокольнями. На углах фасада квадратные башни со шпилями, подобно острым мечам, вонзаются в небо. Прямые линии крыш, карнизов, фронтонов, оконных проемов перемежаются с округлыми формами купольных завершений, ниш, каменных шаров, арочных проемов и углублений. Перед фасадом расположена гладкая, огромная, вымощенная каменными плитами открытая площадь. Тот, кто должен войти через главный вход в Эскориал, невольно замедляет шаги при виде открывающегося перед ним величественного зрелища.

Между тем при сильной протяженности фасада (более 200 м) размеры входного портала невелики, особенно по сравнению с римскими церквами эпохи барокко. Но здесь, как и всюду в Эскориале, отдельные архитектурные части обретают масштабность и силу выразительности не сами по себе, а в единстве целого, в системе всего ансамбля, в соотношении с окружающим грандиозным пространством.

Западный фасад Эскориала заключает в себе почти все то, что получает дальнейшее развитие во внутренней структуре здания.

Читайте также:

Источники