www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древней Руси

Новгородские церкви XI-XIV вв.

Церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода. Конец XII в. - www.Arhitekto.ru Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века, был построен Софийский собор (1045-1050). В первой четверти XII в. в Новгороде возводятся несколько крупных городских и монастырских соборов. Это Никольский собор на Ярославовом дворище (1113 г.) (резиденции князя, располагавшейся, в отличие от других древнерусских городов, не в кремле - детинце, а на другой стороне Волхова, рядом с торгом; в этом сказались особенности государственного строя складывающейся феодальной городской республики), собор Антониева монастыря (1117 г.) и Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)(24, стр. 51-52).

В XII веке в Новгороде устанавливается республиканская форма правления. Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским периодом, строятся церкви однокупольного типа. Новгородские церкви XII в. характеризуются сниженными вспомогательными арками парусов, овальными очертаниями апсид и барабанами с куполами. Фасады украшены арочным фризом. Подобные формы применяются и в ранней архитектуре Пскова.

Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), возведенная на средства Ярослава Владимировича, в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма — необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Архитектурные формы храма с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол. Выявление внутренней структуры сооружения снаружи — характерная черта, проявившаяся уже в самых ранних сооружениях Древней Руси, обнаруживается и здесь, па фасадах Нередицы — трехчастное деление, внутренние своды определили появление арок-закомар, на восточной стене трем нефам соответствуют три алтарные апсиды. Единственный купол поддерживается четырьмя внутренними столбами. Существующее в настоящее время луковичное покрытие купола появилось позже. Первоначально купол, как и во всех древнерусских храмах, был шлемовидным. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола. Церковь покрыта обмазкой и побелена. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют. Слегка неровные, "текучие" линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружению мягкую пластичность.

Церковь Спаса-Нередицы была разрушена во время Второй мировой войны, но в настоящее время восстановлена. Первоначально она вся была расписана фресками — от пола и до купола включительно. Фрески сохранились на уцелевшей части сооружения. Поверхности стен и сводов членились коричнево-красноватыми полосами на отдельные большие поля, нередко даже не совпадающие с границами архитектурных членений. В границах этих полей были изображены святые и различные религиозные сюжеты. Общий колорит фресок определялся типичным для других фресковых росписей голубоватым фоном, на котором выступали охристые, коричневатые и белые пятна — лики святых, нимбы, детали одежды.

Близка по своему типу к Нередице Георгиевская церковь в Старой Ладоге, относящаяся к XII веку, в которой сохранились остатки замечательных фресок того же времени. Ее почти кубический объем расчленен лопатками, он словно вылеплен из пластичного материала. Предельная лаконичность форм сочетается с интимностью маленьких проемов. Тяжеловесность целостной массы контрастирует с незначительной величиной храма и смягчается живописностью линий. План храма сжат до предела, восточные ячейки основного квадрата заняты боковыми апсидами, над западными расположены отгороженные от внутреннего пространства помещения; во всем чувствуется практическая сметка заказчиков и строителей, расчетливо расходующих материалы и максимально использующих каждую часть площади. Вместо хоров, которые были не нужны для посадского храма, в угловых частях на втором ярусе устраивались приделы, посвященные небесному покровителю основного заказчика, и каморки для хранения ценностей. В эти помещения вела узкая внутренняя лестница, по которой попадали на деревянный помост, а с него в изолированные помещения. Благодаря такому решению основное пространство храма приобретало крестообразную форму и воспринималось более целостно. Стремление к простым экономичным постройкам привело к постепенному понижению боковых апсид, а затем и к полному отказу от них.

В 1103 году князь Мстислав Владимирович выстроил на Городище церковь Благовещения, которую украсил многими дарами. Но церковь не дожила до наших дней, на ее на развалинах построили новую церковь, не воспользовавшись ни фундаментом, ни строительными материалами старой, эта новая церковь была разрушена во время Второй мировой войны. Оказалось, что первая церковь Благовещения по своему плану и объемам была удивительно похожа на Георгиевский собор Юрьева монастыря. Выяснилось, что это был шестистолпный храм с крестчатыми в плане столбами. Западное его членение представляло собой четко отделенный от остального помещения нартекс, а к северо-западному углу храма примыкала прямоугольная в плане лестничная башня.

К востоку от Городища, за речкой Спасовкой, на таком же невысоком холме князь Ярослав Владимирович выстроил в 1198—1199 годах церковь Спаса Преображения. Она оказалась последней каменной постройкой новгородских князей. Положение их к этому времени стало настолько шатким, что о возведении таких грандиозных храмов, которые князья строили во времена своего могущества, не могло быть и речи. Поэтому Нередицкая церковь представляет сравнительно небольшое кубическое здание, фасады которого не несут никаких украшений, они только расчленены лопатками соответственно внутреннему разделению церкви четырьмя столбами на три продольных нефа. Полукружия алтарных выступов различны по высоте: центральный вдвое выше крайних. И все же вся композиция храма полна благородной простоты и могучей силы. Блестяще найдено соотношение между основной частью постройки и барабаном единственной главы. Неровность поверхности стен придает зданию особую выразительность и мягкость, сближая его контуры с окружающими плавными линиями невысоких холмов. Храм был расписан в 1199 году, и вплоть до Второй мировой войны фресковые росписи, сплошным ковром покрывавшие стены, столбы, купол, сохранялись в своем первозданном виде. Церковь пользовалась мировой известностью и привлекала множество туристов, однако она была разрушена до основания во время Второй мировой войны. В 1956-1957 годах храм был восстановлен, но от фресковых росписей осталась едва десятая часть. По сохранившимся фрагментам выяснено, что их исполнили несколько художников, причем трое из них были ведущими и обладали ярко выраженными индивидуальными чертами. Сейчас высказывается предположение, что одним из них был Олисей Гречин, мастерскую которого нашли археологи на Троицком раскопе.

Новгородские церкви в XIII в. сохраняют первоначальную планировку. Конструкция имеет один купол с четырьмя пилонами. Но здесь происходят определенные изменения: так, вместо сводов цилиндрических используются своды полуцилиндрические, совершенно неизвестные в византийской архитектуре. Это оказывает влияние и на внешний вид церквей.

Церковь Параскевы Пятницы. Новгород - www.Arhitekto.ru О связях с иностранными городами древнего Новгорода напоминает и церковь Параскевы Пятницы, стоящая напротив Воротной башни на Ярославовом дворище. Ее поставили в 1207 году новгородские "заморские" купцы, торговавшие с Западной Европой. Возможно, для ее строительства привлекали смоленских зодчих. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров и во время Второй мировой войны. Она сохранилась несколько более чем наполовину своей первоначальной высоты, была тщательно реставрирована в уцелевших частях. Храм отличался объемно-пространственной композицией и нехарактерными для Новгорода декоративными деталями. Четырехстолпная схема плана церкви Параскевы-Пятницы осложнена тремя притворами. Восточная ее часть удлинена, боковые апсиды внесены в основной объем, в связи с чем снаружи они имеют прямолинейные очертания, напоминая культовые сооружения западных княжеств. К ее главной более высокой части с четырех сторон примыкали пониженные объемы трех притворов и апсиды, напоминая крестообразные схемы деревянных храмов. Сейчас она реставрирована и, насколько это оказалось возможным, восстановлены ее древнейшие конструкции. Интересно, что храм очень напоминает по своему облику некоторые постройки Смоленска, Чернигова, Полоцка. У него такие же притворы с севера, юга и запада, прямоугольные боковые апсиды, пучковые угловые пилястры.

Со второй половины XIV в. в Новгороде стал господствующим тип храма с четырьмя столбами, одной главой, одной апсидой, пониженными угловыми частями с полуцилиндрическими сводами, трехлопастным завершением каждого фасада и каморками на хорах, вмещавшими приделы или ризницу. Малые размеры и скромное убранство новгородских храмов предшествующего времени отвечали эпохе непрерывных войн Новгорода с его соседями, и вполне естественно, что изменение исторических условий со второй половины XIV в. отразилось на новгородской архитектуре, особенно на архитектуре общественных зданий — храмов. В это время их строилось больше, чем раньше, и размеры этих зданий значительно увеличились.

Выработанный к этому времени новгородскими зодчими тип храма удовлетворял практическим задачам второй половины XIV в., и в общей композиции храмов этого времени нет чего-либо нового. То же относится и к не изменившейся строительной технике.

Новгородские церкви XIV века всегда очень скромны но размерам. При сохранении кубической формы, наблюдаемой в церкви Спаса-Нередицы, в них уже другая система покрытия. Каждый из фасадов завершается трехлопастным фронтоном, крыша же приобретает восьмискатную форму. Примером может служить церковь Спаса Преображения на Ильине, получившая мировую известность благодаря сохранившимся в ней фрагментам фресок знаменитого живописца Феофана Грека. Первоначально этими фресками было покрыто все внутреннее пространство. На фасадах этой и других современных ей церквей уже возникают украшения, декоративные детали, нишки, впадинки, выкладываются арочные покрытия типа сандриков, фигурные кресты и другие формы

Таким образом, новгородские зодчие, сохраняя выработанную в XIII в. общую композицию храма, но увеличивая его размеры и наделяя внешним убранством, придающим зданию торжественный и величественный характер и делающим его живописнее, создали совершенно новый образ культового здания, соответствующий эпохе наивысшего расцвета Новгорода. Храмы, подобные Спасскому на Ильиной улице, отличались и от строгих и могучих храмов начала XII в., и от скромных монастырских церквей XIII — начала XIV в. своим более светским характером (2, стр.25-78; 7, т. 3, стр. 530-536, т. 6, стр. 11-23; 8, стр. 115-117; 10, стр. 46-150; 15, стр. 167-219; 16, стр. 150-163; 18, стр. 67-80, 127-128; 21, стр. 14-17).

Список использованной литературы

Похожие статьи:

- Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.

- Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря

- Городские постройки древнего Новгорода

- Софийский собор в Новгороде (1045-1050)

- Псковские церкви XII-XVI вв.

- Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru