www.Arhitekto.ru - Архитектору

История архитектуры

...на главную
...карта сайта

 | Архитектура Древнего мира |  Античная архитектура |  Византия |  Древняя Русь |  Исламская и арабская архитектра |  Романский стиль | 
 |  Средневековая Италия |  Французская готика |  Архитектура Испании |  Возрождение |  Барокко |  Классицизм | 

Архитектура Древнего мира / Эгейская (крито-микенская) культура

Города-крепости Микены и Тиринф. «Циклопическая кладка»

Циклопическая кладка стен города. Микены. Греция - www.Arhitekto.ru Свои поселения греки-ахейцы в отличие от критян, чьи города защищало море, устраивали на высоких холмах, окружая их кольцом мощных крепостных стен - их строительство стало острой необходимостью. Архитектура этих поселений-крепостей имеет мало общего с архитектурой критских дворцов. Тиринф и Микены уже в 1400 г. представляли собой грозные крепости, за стенами которых надежно укрыт дворец правителя. Они расположены на крутых скалистых холмах.

Особенно впечатляют сохранившиеся до наших дней стены Микен и Тиринфа, сложенные насухо из громадных каменных глыб, так плотно пригнанных один к другому, что создавалось впечатление монолита. Впоследствии такие поселения получили у греков название «акрополь» — «верхний город», а дворцы микенских царей стали прообразами эллинских храмов. Во время вражеских нашествий за крепостными стенами укрывалось мирное население.

Древнейшие крепостные стены Микен окружали только дворец и не охватывали площадь Акрополя. Позже были возведены громадные по высоте и толщине стены из огромных необработанных, глыб камня весом в 5-6 тонн, частью неправильной формы, лежащих одна на другой. - «циклопическая кладка». Щели между глыбами заполнены глиной или мелкими камнями. Длина стены Микен - 900 м, толщина - от 6 до 10 м. Стены Тиринфа толщиной до 17,5 м, внутри стен устраивали кладовые для хранения продовольствия и оружия.

Барельеф над Львиными воротами. Микены, Греция - www.Arhitekto.ru Греки верили, что стены в несколько метров толщиной, сложенные из огромных глыб, были построены гигантами-циклопами. Часть стены у ворот Микен возведена из больших, правильных по форме камней (квадров), уложенных ровными рядами. Ворота сложены из двух колоссальных плит, поставленных вертикально и перекрытых третьей плитой. Ряды кладки сходятся выше, образуя треугольник, закрытый треугольной плитой с рельефным изображением двух львиц, опершихся на пьедестал с колонной эгейского типа, суживающейся книзу. «Львиные ворота» — первый в эгейском искусстве пример монументальной скульптуры. К центральным воротам вел узкий проход между двумя бастионами, с которых защитника акрополя могли обстреливать подступавших к городу врагов.

От ворот дорога поднималась на холм, где находился царский дворец, план которого отличался простотой и строгостью архитектурного замысла. В центре дворца — парадное прямоугольное помещение (12 X 13 м) с очагом в середине — мегарон. Четыре расширяющиеся кверху колонны вокруг очага поддерживали крышу с отверстием для дыма. Вокруг мегарона размещались коридоры, кладовые, ванные и жилые и гостевые комнаты. К центральному залу вел портик с двумя колоннами между антами - выступающими торцами стен. Прямоугольный план мегарона и портик с антами унаследовала античная архитектура. Как и на Крите, стены дворцов возводились из сырцового кирпича, на деревянном каркасе, изнутри их штукатурили, порой покрывали росписью.

Дворец в Пилосе  - www.Arhitekto.ru

Микенский акрополь. Конец XVII-XIII вв. до н.э. План:
1 - Львиные ворота; 2 - дворец; 3 - ограда вокруг каменных гробниц; 4 - зернохранилище; 5 - жилые дома; 6 - фундамент греческого храма классической поры; 7 - проход для вылазок; 8 - потайной ход к цистерне; 9 - боковые ворота.

Возле дворца были построены дома знати. У подножия холма, за пределами крепости, лежал нижний город, где жили купцы, ремесленники и простые люди.

От первоначальных дворцовых комплексов микенской культуры сейчас остались только части фундаментов, но по ним можно понять, что ядром планировочного решения дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому центральному помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворцы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками, напоминающими критские, чаще всего сценами охоты или баталий (10, 15-19; 12, стр. 28-30).

Список использованной литературы

на главную



© Все права сохранены. Arhitekto.ru