Архитектура в ранний (гомеровский) период древнегреческой культуры

Развалины дорического храма Геры. Олимпия. Греция - www.Arhitekto.ru

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера, и в начале первого тысячелетия племена скотоводов и земледельцев проникают в южную часть Балканского полуострова. Так, племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа. Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции. Однако в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, постоянно соперничающих между собой.

Обширность территории, высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препятствовали объединению страны в единое государство.

В VIII—VI вв. до н. э. в этих городах, расположенных на Балканском полуострове, островах Эгейского моря и побережье Малой Азии, зарождается наука, однако искусство оказалось сферой интересов всех греков, и поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием. Там возникли основные жанры художественной литературы, искусство театра, складываются предпосылки для блестящего расцвета архитектуры и изобразительного искусства. Первые храмы и первые статуи из камня появились здесь еще в VII в. до н. э.

Ранний период истории Древней Греции (XI — IX вв. до н. э.) принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки. Фундаменты жилых домов и храмов делали из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Вход в дом или храм представлял собой двухколонный портик. Здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. (9, т. 2. стр. 17-28; 14, стр. 20-21).

Читайте также:

Источники